Главная / Образование / Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство

Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство

На примере новой выставкиВ Музее Москвы до 27 июня работает выставка «Мир замечательных вещей», на которой представлены работы художников от семи до шестнадцати лет из студии «ДЭЗ №5». «Летидор» пообщался с куратором выставки Полиной Жураковской и узнал, о чем мечтали и что мастерили юные художники в 2020 году: как пандемия, катаклизмы, войны отражаются на светлом творчестве детей.

Дети очень чутко реагируют на все изменения, которые происходят в мире, и это очень явно запечатлено в их работах.

Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство

О студии «ДЭЗ №5» и юных художниках

«ДЭЗ №5» — одна из старейших творческих мастерских в Москве. Ее создал архитектор и художник Михаил Лабазов.

«Когда ты делаешь то, что для тебя важно и ценно, тебе непременно хочется втянуть туда своих детей. Так произошло и в этом случае,

— рассказывает Полина Жураковская. — Михаил создал студию в 1986 году. Его сын, архитектор Михаил Лабазов-младший, в детстве посещал студию. Теперь там занимаются внуки, дети выпускников».

Студия задумывалась как абсолютно независимая мастерская как в финансовом, так и в политическом плане. Как и 30 лет назад, сейчас ее посещают самые разные ребята. Нередко выпускники мастерской становятся известными дизайнерами, архитекторами и художниками.

Посетители мастерской обладают практически абсолютной свободой творчества. Все начинается с идеи. Участники студии вместе с художниками-преподавателями обсуждают самые разные темы, отвечают на вопросы — что их волнует, какие вещи им нужны. Дети придумывают, о чем бы они хотели сказать.

Затем ребят воплощают задумку в эскизе и макете, а потом в полноценном произведении, обладающим уникальной художественной ценностью. В ход идут скотч, папье-маше, проволока, целлофан и другие самые разные материалы.

В некоторых работах использованы сложные металлические сварные конструкции.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.?Листай дальше, еще много интересного1 / 5

О чем говорят дети

Посетителей Музея Москвы ждет 48 удивительных детских работ.

«По своему посылу и исполнению эти работы дадут фору произведениям многих взрослых художников,

— делится Полина. — Что интересно, со многими из объектов можно взаимодействовать: трогать, гнуть. Иногда на них можно посидеть или полежать».

Вещи, представленные на выставке, приглашают к разговору, заставляют задуматься о самом важном — любви, контакте с собой и окружающими, экологии, безопасности.

Работы участников экспозиции распределены по семи темам: «Значение вещей», «Взаимопонимание», «Защита», «Терапия», «Расширение возможностей», «Очищение» и «Идеология».

Самый большой раздел на выставке посвящен терапии, на втором месте — «Защита».

«Это показательно. Ребята придумывали и мастерили свои работы в 2020-м пандемийном году, когда многим из нас были просто необходимы и терапия, и поддержка, и защита. Все это можно найти в предметах, сделанных для выставки», — рассказывает Полина.

В разделе «Терапия» представлены гаситель конфликтов (работа похожа на огромного лешего, на колени к которому можно присесть), люлька-спасалка и соска-выручалка. Последняя задумана как бутылочка, из «которой мама и папа могут попить молочко и успокоиться».

Василиса Савина придумала успокойников — большие штуковины, которые можно гнуть в разные стороны и таким образом приводить себя в чувство равновесия.

Там же представлена инсталляция Тони Кориной «Заблудившиеся облака» — это огромная эфемерная конструкция в виде облака. Посетители могут зайти внутрь инсталляции и спрятаться в своих надеждах, воспоминаниях, мечтах. Это работа о защите хрупкого внутреннего мира от бестактных посягательств со стороны окружающих.

«Детей мощно затронула тема конфликтов, сложностей в отношениях людей друг с другом. Их работы — во многом рефлексия на тему общего напряжения, неумения договариваться, слушать и понимать других»,

— объясняет куратор выставки.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.?Листай дальше, еще много интересного1 / 6

В разделе «Защита» дети показывают, как бы они обезопасили себя от непогоды и плохой экологии, в разделе «Очищение» они пытаются обезопасить планету от мусора. Здесь картонные и целлофановые монстры собирают отходы, а потом перерабатывают их.

«В разделе «Идеология» художники много размышляют на тему отсутствия любви. Есть змея-цветочек и перекати-паук, которые стремятся подарить любовь и приползают в тем места, где ее нет. Детей волнует тема нелюбви людей друг к другу, — рассказывает Полина. — Есть композиция о войне Вани Шутова. Тонкая красивая работа. Светящие миски, которые олицетворяют разные континенты, дружелюбно тянут друг к другу свои маленькие ручки для рукопожатия. Трогательная и важная мечта о мире, к которой стремятся дети».

В разделе «Понимание» представлен стол-договариватель, за который можно сесть только вдвоем, иначе он опрокинется или сломается.

В разделе «Расширение возможностей» все не так драматично. Например, здесь «живет» скоростной квантовый кузнечик, позволяющий перемещаться на огромные расстояния. Длина одного прыжка — 250-300 метров.

С ним соседствуют концентраторы — это серия конструкций, которые надеваются на голову и помогают удерживать внимание.

Во всех этих предметах нуждаются не только дети, но и каждый из нас.

О чем говорит музей

В каждом зале помимо работ юных художников представлено несколько экспонатов из Музея Москвы. Полина Жураковская отмечает, что эти экспонаты вступают в диалог с работами детей.

Например, рядом с квантовым кузнечиком и другими предметами из раздела «Расширение возможностей» можно увидеть, как «эволюционировал» миксер от мутовки к механическому и электрическому миксеру.

Что будет следующим шагом в эволюции кухонной техники? Возможно, люди научатся заменять руку каким-то универсальным приспособлением…

Музей предлагает подумать о том, что техника расширяет наши возможности, но одновременно с этим делает нас заложниками технологий.

В разделе «Идеология» от музея представлен плакат 1981 года авторства Федина и Потапова «Нас зовет пятилетка».

«На нем — красивая девушка, изображенная в желто-красной гамме, лозунг с восклицательным знаком. Но эта работа на самом деле рассказывает о том, что в 1981 году все это превращается в абсолютно пустой знак, лишенный прагматики. Пятилетка больше никого не зовет. У этого плаката не было особенного адресата ни тогда, ни, тем более, сейчас», — делится куратор.

Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство

Полина Жураковская отмечает, что музей придумал игру, которая помогает соотнести все, что написано на плакате (а там перечислены названия вроде БАМ, КАТЭК, Нечерноземье, которые современному школьнику ни о чем не говорят), с собственным опытом ребенка. Для этого надо покрутить лототрон, который расположен рядом с плакатом, и получить путевку в одно из мест, перечисленных на плакате.

«И в этот момент человек сразу начинает соотносить это название с собой. Интересоваться, куда это он может поехать.

А почему туда уезжала молодежь в 1981 году?

Тут можно рассказать историю о том, что большинство ехало на ударные стройки, чтобы вырваться из душной атмосферы застоя, отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь. Поговорить, что стояло за этими большими стройками. Был ли от них ущерб экологии и т.д.», — объясняет Полина.

Экспонаты музея, перекликаясь с работами детей, создают особое напряжение, побуждают зрителя посмотреть на одни и те же темы и проблемы с разных точек зрения.

Смотрите также

Крик души: выпускница о реальном отношении школьников к ЕГЭ

А вы разделяете эту позицию?По просьбе «Летидора» выпускница Лицея классического элитарного образования из Ростова-на-Дону Светлана …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *