Около 10-12 тысяч лет назад, в эпоху неолита, наши предки решили от собирания съедобных плодов-корешков и охоты перейти к земледелию и животноводству. Историки этот факт ценят очень высоко и называют Первой аграрной революцией. Именно возникновение сельского хозяйства положило основу нашей современной цивилизации. И именно периодически случающиеся очередные аграрные революции и двигают прогресс — как бы ни хотелось изобретателям и производителям колеса и прочих механизмов присвоить себе все лавры. В публикации На пороге зеленой революции: каким эксперты видят будущее сельского хозяйства мы пофантазировали о грядущем. Сейчас предлагаю покопаться в прошлом: рассмотрим древнейшую систему земледелия — подсечно-огневую. 

Зола — универсальное удобрение

Система огневого земледелия

Древние земледельцы имели весьма скудный набор инструментов: палку-копалку, каменный топор да каменную мотыгу. Расчистить участок от леса и обработать землю с таким инвентарем — дело нелегкое. Понятно, почему им потребовалось иное, менее трудозатратное решение.

О древнейшей системе земледелия — подсечно-огневой, или просто огневой — мы знаем еще со времен средней школы. Но в учебнике этой теме посвящено всего несколько абзацев. Однако среди современных историков существует мнение, что именно возможность использования на протяжении длительного времени такого способа обработки почвы сформировала не только исторический путь России, но и то, почему «умом Россию не понять», — наш менталитет и отличное от прочих европейцев мировоззрение. 

С таким инвентарем обработать землю — дело нелегкое

Технология огневого земледелия: жги-сей

Упрощенное описание технологии таково. Земледелец подбирал участок в лесу, соответствующий требованиям, к которым относились порода и возраст деревьев и прочей растительности, расположение относительно сторон света, рельефа местности, освещения солнцем. Далее снизу у деревьев подрезалась (подсекалась) кора, и в таком виде участок оставлялся на некоторое время. За 5-10 лет деревья высыхали и валились ветром. Иногда можно было найти подходящее место с естественным ветровалом. После высыхания горючего материала и равномерного распределения его по участку древесину, траву и кустарник выжигали. 

С появлением железных инструментов земледелец мог уже не дожидаться ветровала. Срубленные деревья высыхали быстрее, чем оставленные на корню, — за 2-3 года.
  
В таком способе хозяйствования, как и в любом другом, существовало множество тонкостей, влияющих на периодичность смены участков, их плодородность и, как следствие, на урожайность. В целом после сжигания леса лядо (участок со сведенным огнем лесом для земледелия) использовали под посевы от 1 до 3 лет на песчаных почвах и до 8 лет на суглинках. В тропических лесах участок после выжига годился для посевов от 4 до 6 лет.

И.М. Прянишников, «Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии», 1887–1890 гг. Третьяковская галерея. Фото с сайта en.wikipedia.org

 
За время использования ляда посевы чередовались: от льна и зерновых в первые годы до овощей и гороха — в последующие. Кстати, репа (такая, как в известной сказке) растет только при избыточно большом внесении золы. Потом еще лет 10 участок при необходимости использовался для выпаса животных и сенокоса. Затем лядо запускалось и через 25-40 лет могло использоваться повторно для организации подсеки. 

Хотя огнево-подсечное (лядное) земледелие и считается примитивным, однако оно было широко распространено практически во всех лесистых местностях. Аналогичные системы практиковались в Малайзии (ладанг), Африке (читамене), Южной и Центральной Америке (мильпа). В некоторых даже не таких уж нецивилизованных местах — в Европейских странах (например, в Швеции, Финляндии, Норвегии) этот способ применялся аж до середины XX века (см. книгу В.П. Петрова «Подсечное земледелие»). В Финляндии в 1830 году до четверти всего урожая ржи собирали на подсеках. А в развивающихся странах — Африки, Южной Америки, Азии — таким образом земледельничают и поныне. 

Высокая урожайность при малых затратах 

Популярность этого примитивного способа, применявшегося практически в первозданном виде на протяжении столь длительного времени, особенно на фоне современного сельского хозяйства кажется противоестественной. Однако этому есть объяснение.

После эксплуатации в течение нескольких лет выжженный участок вновь зарастал лесом

В школьном учебнике технология огневого земледелия описывается как примитивный, очень тяжелый метод, в котором выжигание леса — только необходимая мера для расчистки участка под обработку плугом. Мы привыкли считать, что это архаичный способ, который, как только представилась техническая возможность, был заменен более продвинутым — пашенным земледелием. Однако по исследованиям некоторых историков, это не так. Подсечно-огневое земледелие — самодостаточная высокоэффективная технология. Лесному земледелию, в отличие от пахотного, свойственны очень важные особенности.

  • Высокая урожайность

Посев на свежей гари более продуктивен, нежели пахотное земледелие. Особенно — в северных местностях, относящихся к зоне рискованного земледелия. Так, по мнению исследователей, крестьянин с подсечного поля получал урожай зерновых сам-30 (то есть собирал в 30 раз больше, чем посеял), а то и сам-50. В некоторых источниках даже встречается упоминание о сам-100. На пахотном поле хорошим урожаем считался сам-6, а обычным — сам-4.

  • Нет необходимости в сложных инструментах и рабочем скоте

На лесном поле не было нужды использовать тяжелый плуг и, соответственно, тяжелый тягловый скот, который еще необходимо обиходить и прокормить — пасти летом, накосить сена и вырастить зерна на зиму. Землю после пала крестьянин не пахал — только рыхлил бороной-смыком (как на картине И.М. Прянишникова выше) или просто бороной-суковаткой (вершиной ели с сучками). То есть сельскохозяйственные орудия можно было изготовить прямо на месте — и по мере износа не чинить, а заменять новыми. Или — вообще работать при помощи ручного инструмента, если лошади в хозяйстве не было.

При лесном земледелии крестьянину не было нужды содержать тягловый скот

  • Меньше обрабатываемая площадь

Благодаря высокой урожайности обрабатывать при подсечной технологии требовалось гораздо меньшую площадь. На семью из 5 ртов 1-2 десятин хватало с избытком против минимум 6 десятин пашни (1 десятина равна примерно 1 га). 

  • Минимум агротехнических операций

На пал не вносили удобрения, то есть минус одна тяжелая работа — вывезти на поле большое количество навоза и равномерно распределить его. Крестьянин на ляде сеял зерно почти сразу после того, как огонь потухнет, — прямо в толстый слой золы, иногда еще теплой. И проходил бороной, закрывая семена. Обработка огнем не только давала посевам питательные вещества с золой, но и делала некоторые элементы в почве, ранее недоступные растениям, легкоусвояемыми. 

  • Отсутствие сорной растительности

В первые год-три на поле практически не было сорняков: семена однолетних сгорали вместе с корневищами многолетних. Во время пала одной из забот земледельца было следить, чтобы земля прожигалась на достаточную глубину — не менее чем на 3-4 пальца. Если не хватало топлива от срубленных деревьев, добавлялся валежник. Поэтому на лесных участках можно было без особых усилий выращивать, например, пшеницу — культуру, очень чувствительную к засорению поля. 

Сжигание сухой древесины. 1893 г. Ээро Ярнефельт. Фото с сайта ru.wikipedia.org

  • Больше свободного времени

Лесное земледелие, в отличие от пахотного, оставляло человеку много свободного времени: он не был привязан к полю, на котором нужно регулярно производить какие-то работы с ранней весны до осени. Земледелие на лесных палах было частью сложного хозяйства, включающего в себя и традиционные охоту, рыболовство и собирательство, а также бортничество. Каждая семья имела несколько разбросанных в лесу (иногда — на значительном расстоянии) участков в разной стадии обработки. У крестьянина была возможность проведения некоторых операций (поиска подходящей делянки, подсеки) в зимнее время или попутно с другими хозяйственными делами — охотой, сбором грибов и ягод, заготовкой дров. 

  • Отсутствие голода

Тяжкий труд и периодически случающееся голодное время, по мнению исследователей, это удел крестьян, занимавшихся пашенным земледелием. Лесное земледелие больше защищено от неурожаев: крестьянин имел несколько лесных участков на подсеке, часто географически довольно удаленных друг от друга. В отличие от того, кто имел одно поле, лесной крестьянин «не клал все яйца в одну корзину». А свободное время и силы позволяли еще и более разнообразно и качественно питаться, дополняя плоды сельскохозяйственного труда дичью, рыбой и дикоросами.

При лесном земледелии люди практически не голодали

Небольшое отступление

Многие из нас изучали историю родной страны только в школе и в довольно юном возрасте. Поэтому зачастую складывается однобокое и стереотипное впечатление. Кроме представления о том, что подсечно-огневое земледелие было примитивным предшественником пашенного, мы часто считаем, что крестьяне до манифеста «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Александра II были поголовно закрепощены и привязаны к земле. На самом деле крепостных перед отменой крепостного права было не более 65% среди учтенных в переписи крестьян. 

Подсечно-огневое земледелие в Финляндии. Фото — И.К. Инха, 1890 год. Фото с сайта aarrelehti.fi

Система лесного земледелия, во-первых, не предполагала крепостной зависимости: у крестьянина не было постоянного поля, он не «сидел» на земле помещика и не был ему должен. А во-вторых, многих из тех, кто занимался подсечно-огневым земледелием, просто невозможно было переписать и учесть: разбросанность лесных участков по огромной территории предполагала мобильность. Хозяйство велось силами одной семьи — или нескольких, связанных родственными отношениями. Крестьянская семья зачастую имела несколько домов, расположенных в зоне ее деятельности, и меняла место своего проживания в зависимости от хозяйственных надобностей. Или жила в одном постоянном месте только зимой, на весну-лето-осень переселяясь во временные жилища типа шалашей и землянок, поближе к своим лесным угодьям.

Хотите почувствовать себя лесным земледельцем? Поезжайте в национальный парк «Коли» в Финляндии. Фото с сайта visitkarelia.fi

Такая мобильность крестьянина провоцировала при любой напасти (хазары ли набежали, княжеский ли сборщик податей приехал) не держаться за свое место, а действовать по принципу «были бы руки, а лядо найдется». Именно в этой непривязанности к определенному месту, дому, имуществу, в привычке к вольности исследователи видят причину исторического отставания России от Европы. А также — нашего отношения к собственности, государственности и вообще жизни и мироустройству, так удивляющего европейцев. Кстати, если хотите почувствовать себя лесным земледельцем, поезжайте в национальный парк «Коли» в Восточной Финляндии, где на старинных фермах «Маттила» (Mattila) и «Оллила» (Ollila) ведут традиционное хозяйство с подсечно-огневым земледелием.

Другие публикации нашего сайта, которые вам наверняка будут интересны:

  • Современная палка-копалка: садовая лопата и ее причудливые модификации
  • Зола: чем она может быть полезна дачнику
  • Инвентаризация: от палки-копалки до культиватора. Мотыга — самый древний инструмент
  • Необычная история обычных инструментов: почему косу называют литовкой
  • Советская дача: от чаепитий — к огородничеству
  • Что значат лилии, розы и чертополох на флагах: постигаем геральдическую ботанику

Источник: 7dach.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *