Суббота , 8 августа 2020
Главная / Дети / Детский досуг / Как смотреть мультфильмы с пользой: 7 вопросов для обсуждения с ребенком

Как смотреть мультфильмы с пользой: 7 вопросов для обсуждения с ребенком

Содержание:

  • Зависимость от мультиков: как ее избежать?
  • Чему могут научить мультфильмы, если смотреть их вместе с родителями
  • Сколько времени в день можно смотреть мультфильмы?
  • Что полезнее – мультфильмы или развивающее видео?
  • Смотреть современные мультфильмы – или те, на которых выросли родители?

Реклама

Чаще всего мультфильмы становятся для родителей палочкой-выручалочкой, если нужно на время «зафиксировать» ребенка. По этой причине мамы и папы редко смотрят мультики с дошкольниками и младшими школьниками, а зря! Если к хорошему мультипликационному фильму хотя бы изредка прилагается внимательный взрослый, возрастает способность анимации объяснять сложные вещи, вдохновлять воображение, учить социальным навыкам. Как же смотреть мультфильмы, чтобы они приносили максимальную пользу?

Зависимость от мультиков: как ее избежать?

Что такое мультфильм для ребенка — базовое право или награда, которую нужно заслужить? «Веди себя хорошо, иначе не включу мультики!» — эту фразу, пожалуй, лучше вычеркнуть из родительского лексикона: мультфильмы должны быть одним из множества развлечений и занятий в жизни ребенка, а не заветной мечтой. Не стоит делать из них ни запретный плод, ни инструмент для манипуляции.

Развитие малыша происходит во взаимодействии со средой, в общении с родителями. Задача мамы и папы — сделать эту самую среду максимально разнообразной: проводить время вместе, предоставить возможность заниматься чем-то активным, играть в игрушки, гулять и общаться с другими детьми, искать себя в творчестве.

Если у взрослых по каким-то причинам не получается создать такую многогранную среду для развития ребенка, у него может возникнуть зависимость от мультфильмов, поскольку в его жизни нет ничего более интересного. В таких ситуациях дошкольники действительно могут проводить сутки напролет перед экраном и устраивать истерики при попытках выключить телевизор или отобрать планшет. Но если маленькому человеку есть чем заняться помимо просмотра, то анимация превращается для него в один из многих других способов досуга и не воспринимается как высшая награда.

Чему могут научить мультфильмы, если смотреть их вместе с родителями

Еще один очень важный момент в мультфильмах — это то, как их смотреть. Лучше всего это делать вместе с родителями. Во-первых, так мама или папа смогут пояснить малышу непонятные моменты, проговорить какие-то сложные места. Во-вторых, совместный досуг может стать хорошей почвой для сближения, даст темы для разговоров, позволит ненавязчиво транслировать сыну или дочери, «что такое хорошо и что такое плохо», при обсуждении сюжета, героев, их поведения.

Полезно задавать вопросы:

«Как ты понял эту фразу?»

«Как ты думаешь, почему герой так поступил?»

«Что бы ты сделал в такой ситуации?»

«Прав персонаж в данном случае или нет, как ты считаешь?»

Так, мультсериал Cartoon Network «Вся правда о медведях» учит ребенка принимать непохожесть людей между собой как нечто само собой разумеющееся. После просмотра можно, например, задать вопрос, почему именно главные герои опекают маленькую девочку-вундеркинда и принимают ее такой, какая она есть. (Потому что они сами очень разные, но при этом прекрасно уживаются вместе и всегда приходят друг другу на помощь.)


По современным полнометражкам можно и вовсе лекции по психологии читать. мультфильм «Головоломка» рассказывает очень близко к реальности, как устроен наш мозг и эмоции, а «Ральф против интернета» затрагивает много разных и важных тем: самореализация, созависимые отношения, безопасность в интернете.

Если смотреть диснеевские анимационные фильмы про принцесс в хронологическом порядке, можно заметить, как менялось представление о роли девушки в жизни: от безмолвной кроткой ожидающей спасителя Белоснежки к самоуверенной, независимой Эльзе, главная задача которой – найти себя и свое предназначение.

Мультфильм «Валли» покажет малышу мир, в котором Земля погибает, задыхаясь от мусора — на примере этой полнометражки можно поговорить о том, почему мы сортируем отходы и что с ними происходит потом.

«Человек-паук через Вселенную» можно порекомендовать к просмотру родителям и детям, которые вот-вот вступят в подростковый возраст. Взрослым этот мультфильм метафорически продемонстрирует, что происходит с человеком, когда он становится подростком: физические изменения тела, обострение отношений с родителями, поиск ответа на вопросы «кто я» и «что я могу».

Можно после просмотра задать ребенку вопрос: «Как ты думаешь, в чем настоящая сила Человека-паука?», а затем — «А как ты думаешь, в чем твоя сила?». Такое ролевое моделирование способствует развитию воображения и фантазии, гибкости мышления, формирует навыки адаптации и позволяет реализовать творческий потенциал.

Сколько времени в день можно смотреть мультфильмы?

Каждая семья решает этот вопрос самостоятельно. Есть, конечно, рекомендации врачей: для детей старше трех лет — 15-20 минут ежедневно, однако на практике мало кто руководствуется этим предписанием.

В этом вопросе, как и во многих других, важно избегать крайностей. Бывает, что мамы стараются все делать идеально, и если малыш сидел перед экраном не 20 минут, а час — начинают испытывать страшное чувство вины. У некоторых еще более строгий подход: полное табу на мультики. А из-за этого сын или дочь рискует оказаться изгоем в коллективе, если, например, в детском саду или младших классах школы дети активно обсуждают какой-то мультсериал, а ваш отпрыск о нем даже не слышал.

Другая крайность — малыши уже с двух лет берут пульт от телевизора или планшет, включают его, когда хотят и на сколько хотят. Золотая середина — ориентироваться на конкретного мальчика или девочку, выбирать мультфильмы по возрасту, отдавать предпочтение показу на компьютере, где нет рекламы, поддерживать какой-то понятный малышу режим экранного времени. Например, можно четко оговорить, что полчаса утром и полчаса вечером ребенок смотрит мультики — тогда в течение дня он не станет выпрашивать у родителей включить ему телевизор, поскольку точно знает: все будет, но в установленное время.

Что полезнее – мультфильмы или развивающее видео?

Сегодня многие родители стремятся вкладывать в малыша все доступные знания чуть ли не с рождения. Бесконечные развивающие игрушки, «умные» детские игры, китайский язык с трех лет — все хобби должны быть максимально полезными и носить дидактический характер. И если уж кроха что-то смотрит на экране, считают родители, пусть это будет какое-то полезное видео, а не пустой мультик.

На самом деле никаких значимых преимуществ у развивающих видео перед мультфильмами нет. А стремление показывать малышу только «полезные» видео может быть просто способом справляться с чувством родительской вины за то, что они вообще включают мультфильмы.

Однако, как мы уже говорили, мультфильмы — это одно из детских развлечений, и нет причин испытывать за него чувство вины, если этому досугу уделяется умеренное количество времени. Современная анимация часто ориентируется не на то, чтобы научить считать или писать — она нацелена на то, чтобы пробудить в ребенке любопытство, жажду задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, вдохновить на исследование мира.

Развивать воображение в детском возрасте ничуть не менее важно, чем осваивать алфавит. Оно, в свою очередь, способствует развитию эмоционального интеллекта и эмпатии: малышу становится проще ставить себя на место другого человека и принимать непохожесть людей друг на друга. Кроме того, оно помогает ребенку выходить за установленные рамки, мыслить оригинально и нестандартно, легче адаптироваться к незнакомой ситуации.

Смотреть современные мультфильмы – или те, на которых выросли родители?

При выборе мультфильма лучше всего ориентироваться на интересы и возраст малыша. Если он увлечен животными, то вряд ли ему понравится мультсериал про поезда — и наоборот. Но есть и «универсальные» варианты — те, которые делают акцент не столько на деталях вселенной, сколько на взаимодействии героев.

Многие мультфильмы учат детей дружбе и взаимовыручке: «Поли Робокар», «Пираты Нетландии», «Доктор Плюшева» и много-много других. «Фиксики» и «Смешарики» включают в себя познавательный компонент и при этом нескучные. А считающаяся «малышовой» «Свинка Пеппа» исподволь воспитывает не только дошкольников, но и их родителей. В этом мультике очень здорово показан образ спокойной принимающей мамы: она никогда не ругает малышей за шалости, даже если они валяются в лужах, разбрасывают игрушки через минуту после уборки и отказываются снимать новые сапожки две недели.

Сегодня выходит очень много мультфильмов и сериалов, есть даже отдельные детские телеканалы, на которых показывают в основном только мультики, поэтому выбор действительно впечатляющий. Другое дело, что нередко от родителей (и бабушек с дедушками) можно услышать: «Не могу смотреть нынешние мультфильмы — у нас были совершенно другие!».

Это справедливое наблюдение, однако изменилась не только анимация, но и сама реальность. Старшее поколение росло в мире, где был совершенно другой темп, а сегодня жизнь требует приспосабливаться к быстрому ритму. И в этом детям помогают в том числе и мультики.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Пусть идет снег! Прогулка в Платоновском парке города Тулы

Реклама В один прекрасный день выходишь на улицу, а там огромные хлопья снега летают в …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *